Профессиональная балетная труппа в Саратовском театре была создана в 1928 году под руководством балетмейстера Сергея Кеворкова, приехавшего из Баку вместе с выпускниками своей студии В. Вронским, А. Клейном, А. Каменским, Т. Рамоновой, В. Арской, В.А. Урусовой, А.А. Урусовой. В том же году на сцене театра были показаны балеты — «Лебединое озеро» П. Чайковского и «Красный мак» М. Глиэра. Характерной чертой саратовского балета этого периода стало стремление к поиску новых хореографических возможностей на основе лучших традиций прошлого.

В балетном репертуаре 30-х — 40-х годов преобладали спектакли на лирико-драматический сюжет: «Эсмеральда» Ц. Пуни (1933г.), «Корсар» А. Адана (1935г.), «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева (1936г.), «Дон-Кихот» Л. Минкуса (1937г.), «Раймонда» А. Глазунова (1939г.), «Лебединое озеро» П. Чайковского (1940г.).

В 50-е годы появились экспериментальные балеты «Платочек» Е. Кенешшеи (балетмейстер Д. Хоронгозо, 1956г.) и «Юность» М. Чулаки (балетмейстер В. Адашевский, 1958г.). В оформлении декораций к этим постановкам принимал участие талантливый художник Е. Шуйский.

Особое внимание зрителей и театральной критики заслужили спектакли с ярко выраженным национальным колоритом. Мастерски были поставлены татарские и армянские танцы в балетах «Шурале» Фарида Яруллина, (балетмейстер В. Адашевский, 1951г.) и «Гаянэ» А. Хачатуряна (балетмейстер Ашот Асатурян, 1972г.).

Большой этап в развитии саратовского балета неразрывно связан с именем выдающегося деятеля хореографического искусства заслуженного артиста РСФСР Валентина Адашевского. Будучи главным балетмейстером театра с 1951 по 1968 гг., он осуществил постановки балетов «Эсмеральда», «Бахчисарайский фонтан» (1951г.), «Шурале» (1951г.), «Дон-Кихот» (1953г.), «Весёлый обманщик», «Семь красавиц» (1954г.), «Лауренсия» (1955г.), «Корсар» (1957г.), «Баядерка» (1958г.), «Большой вальс», «Щелкунчик» (1959г.), «Девушка и Смерть» (1961г.), «Спящая красавица» (1962г.).

В эти годы на Саратовской сцене танцевали: заслуженная артистка РСФСР В. Урусова, народная артистка РСФСР В. Дубровина, народный артист РСФСР Б. Брегвадзе, заслуженный работник культуры РСФСР Ю. Горбачёв, заслуженный артист РСФСР Л. Федорушко, П. Петров, заслуженный работник культуры РСФСР Л. Шелогурова, А. Федоров.

Растущий интерес к симфонической музыке, появление в советском балетном театре нового направления — «хореографический симфонизм» — привели к созданию спектаклей, где музыкальная и хореографическая драматургии выступали в неразрывном единстве. На саратовской сцене в это время ставятся балеты «Каменный цветок» С. Прокофьева (балетмейстер А.Р. Томский, 1964г.), «Золушка» (балетмейстер В.В. Дречин, 1965г.), «Спартак» А. Хачатуряна (балетмейстер Е.Я. Чанга, 1967г.), «Конёк-Горбунок» Р. Щедрина (балетмейстер И.Д. Бельский), балет-оратория «Материнское поле» К. Молдобасанова (балетмейстер А.А. Дементьев).

В последней четверти XX века с саратовской балетной труппой сотрудничали выдающиеся деятели балетного театра: народные артисты СССР О. Виноградов, Н. Долгушин, М. Лавровский, народный артист РФ И. Бельский, заслуженная артистка РФ Н. Рыженко.

Во второй половине XX века и начале XXI столетия в составе балетной труппы были: заслуженные артисты РФ М. Беззубиков, Г. Альберт, М. Черкашин, дипломант Международного конкурса А. Степкин, В. Бгашев, народные артисты РФ Т. Чернобровкина, Л. Телиус, И. Стецюр-Мова. заслуженные артисты РФ Н. Колосова, В. Шарипова, А. Михеев, Д. Курынов, Ю. Танюхина; К. Кочетова.

Творческий потенциал саратовского балета и в настоящее время по-прежнему высок. В труппе много талантливых солистов и репетиторов.