020_640

народный артист РСФСР (1990 г.), лауреат Государственной премии РФ (1995 г.), Действительный член Российской Академии Искусств (1996 г.), Лауреат Фонда И.К. Архиповой (2002 г.), Кавалер ордена Дружбы (2004 г.), кандидат искусствоведения, профессор

Окончил Ленинградскую государственную консерваторию им.Н.А.Римского-Корсакова по трем специальностям: альт, история и теория музыки, симфоническое дирижирование. С 1975 г. является главным дирижером, а с 1991 г. – художественным руководителем Саратовского академического театра оперы и балета. Осуществил более 50 постановок, в том числе «Возвышение и падение города Махагони» К.Вайля (впервые в России), «Крутнява» Э.Сухоня, «Вильгельм Телль» Дж.Россини, «Леди Макбет Мценского уезда» Д.Шостаковича (I-я редакция), «Вольный стрелок» К.Вебера; «Повесть о настоящем человеке» С.Прокофьева, «Маргарита» В.Кобекина (мировая премьера), «Бандиты или дело о трех миллионах» Ж.Оффенбаха, «Садко» Н.Римского-Корсакова, «Орестея» С.Танеева «Лоэнгрин», «Тангейзер», «Риенци. Последний трибун Рима» (впервые в России) Р. Вагнера, «Вешние воды» В. Кобекина (Мировая премьера), «Петр Первый» А. Петрова и другие.

Ю. Кочнев дважды награжден главным призом Национального театрального фестиваля «Золотая Маска» – «За мастерскую и вдохновенную интерпретацию» оперы «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича (1998 г.) и постановку балета С. Прокофьева «Стальной скок» (2016г.).

В 1999, 2000 и 2007 гг. был председателем жюри, а в 2004 и 2009 – членом жюри Национальной театральной премии и фестиваля «Золотая Маска» в номинации «Музыкальный театр». Дирижировал заключительные туры конкурса им.П.Чайковского (Москва, 2002г.) и конкурса им.П.Чайковского для молодых исполнителей (Китай, 2002г.). В 2011 и 2015 году стал членом жюри I и II Всероссийского конкурса дирижеров.

С 1986 г. – организатор ежегодного Собиновского музыкального фестиваля, с 1999 г. – председатель жюри Конкурса конкурсов вокалистов, проводимого в рамках этого фестиваля. Подготовил и провел уникальные концертные программы, в которых прозвучали редко или впервые исполняющиеся в России произведения: шедевры симфонической, ораториальной классики – такие, как «Реквием» Г.Берлиоза, «Реквием» А.Дворжака, Третья симфония Г.Малера, оратория «Сотворение мира» Й.Гайдна, «Большая Месса» В.Моцарта, «Военный реквием» Б.Бриттена, оратория «Христос на Масличной горе»» Л.Бетховена, хоровая симфония Ф.Гласса, цикл симфоний «Совершишася» А.Карманова, «Русский реквием» А.Чайковского, былина «Сон Степана Разина», Поэма №1 для симфонического оркестра, Симфония №3 «Иисусе Мессия, спаси нас!» и Концерт для фортепиано с оркестром Галины Уствольской (2012 г.), кантата «Из Гомера» Н. Римского-Корсакова, симфоническая картина «Из Апокалипсиса» А. Лядова, фантазия «От мрака к свету»  и пьеса Великого князя К. Романова «Царь Иудейский» А. Глазунова, мировая премьера хора «Поражение Сеннахериба» М. Мусоргского в оркестровке В. Кобекина (2014 г.), Музыка к кинофильму «Мастер и Маргарита» А. Шнитке (2018 г.), симфоническая сюита «Поручик Киже»  и кантата «Здравица» С. Прокофьева (2021 г.) и другие. По итогам опроса музыкальной общественности, проведенным газетой «Музыкальное обозрение», Собиновский фестиваль назван лучшим музыкальным фестивалем 1999, 2001, 2002 и 2007 годов в России.

Репертуар маэстро включает в себя все основные сочинения оперной и симфонической классики.

Как оперный дирижер Ю.Кочнев выступал в Большом, Мариинском и других театрах страны, как постановщик оперных спектаклей – в Большом театре Белоруссии («Тоска»,1991г.); в Большом театре России («Фауст», 1992 г.).

Ведет активную концертную деятельность. В репертуаре маэстро свыше 150 симфонических и кантатно-ораториальных произведений. Он дирижирует концертными программами ведущих симфонических оркестров Москвы, Санкт-Петербурга. В сезонах 2002-2004 гг. являлся главным дирижером Академического симфонического оркестра филармонии на Кавказских Минеральных водах (Кисловодск); 2004-2006 гг. работал в качестве главного дирижера с симфоническим оркестром Москвы («Русская филармония»).

В 1994 г. провел гастроли саратовского театра в крупнейших городах Южной Кореи; в 1996 г. – в Мюнхене (Германия) на театральном фестивале «Русские сезоны».

В 2003 году газета «Музыкальное обозрение» назвала Ю.Кочнева «Дирижером года».

В июне 2011 года Объединённый симфонический оркестр Саратова под руководством Юрия Кочнева представлял Россию на одном из самых престижных музыкальных форумов – VI Фестивале симфонических оркестров мира, посвященном Дню России. В Колонном зале Дома Союзов коллективом были исполнены знаковые произведения русской музыки – симфония «Манфред» П.Чайковского, сюита из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже» Н.Римского-Корсакова и сюита «Ала и Лоллий» С.Прокофьева.

В 2019 г. в качестве дирижера-постановщика представил мировую премьеру театра – балет «Вешние воды» В. Кобекина на Новой сцене Большого театра России в рамках Четвертого Фестиваля «Видеть музыку», проводимого Ассоциацией Музыкальных Театров. Показ балета в Москве прошел с впечатляющим успехом.

В 2020 г. награжден Премией «ЛЕГЕНДА» Всероссийского фестиваля «ВИДЕТЬ МУЗЫКУ». Организаторами премии были отмечены заслуги маэстро в продвижении на российской сцене малоизвестных произведений русской и зарубежной классики.

В 2022 году осуществил постановку двух версий оперы Андрея Петрова «Петр Первый» — в формате open-air на Набережной Саратова и полноценного спектакля для театральной сцены. Постановка вызвала большой общественный резонанс. Приглашенные критики федеральных изданий высоко оценили новую работу театра и большое значение этого опыта по продвижению произведений современных авторов.

В ноябре 2022 г. за многолетний добросовестный труд, заслуги в профессиональном становлении молодых специалистов и активную наставническую деятельность Юрий Кочнев награжден Почетным знаком Губернатора Саратовской области «За наставничество».

В 2013 году за заслуги в области культуры и многолетнюю плодотворную работу Юрий Кочнев награжден Почетной грамотой Президента Российской Федерации.