18 мая 2008 года XXI Собиновский музыкальный фестиваль представляет Российскую премьеру симфонического цикла — «Совершишася».
Сочинено по вдохновению свыше рабом Божиим |
||||
СовершишасяСимфонический цикл из 4 симфоний, 10 частей Дирижер-постановщиклауреат Государственной премии РФ,
Хормейстерызаслуженная артистка России Людмила Тадтаева
ИсполнителиВиолончельлауреат Международных и Всероссийских конкурсов
Скрипказаслуженная артистка России
ТенорПавел Корчагин,
Лауреаты международных конкурсов Губернский театр хоровой музыки, хор Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова
Исполнение сопровождается видеорядом |
||||
Алемдар Сабитович Караманов (1934–2007) пророческая фигура в современной музыке. Его считают одной из самых загадочных художественных личностей последней трети прошедшего столетия. Музыка Караманова не переставала привлекать к себе внимание видных отечественных композиторов и исполнителей. Еще во время обучения в Московской консерватории (1953–1958) на одаренность Караманова обратил внимание Д. Шостакович: «Это интересный и оригинальный талант, и его своеобразие нельзя не заметить даже в студенческих работах». Тихон Хренников, у которого Караманов занимался в аспирантуре, впоследствии говорил: «Считаю, что Караманов — один из самых талантливых композиторов Советского Союза. Я всегда восхищался его сочинениями, яркими, индивидуально очерченными». Альфред Шнитке, сокурсник композитора неоднократно повторял, что: «Алемдар Караманов — композитор не просто одаренный, а гениальный. Его имя совершенно незаслуженно выпало из внимания».
Алемдар Караманов — крупнейший композитор-симфонист нашего времени. Им написано 24 симфонии, среди которых два макроцикла: «Совершишася» по четырем Евангелиям в 10 частях и «Бысть» по Апокалипсису из 6 симфоний, «Stabat Mater», Реквием, Месса, три фортепианных и два скрипичных концерта, увертюры для оркестра, огромное количество камерной инструментальной, вокальной и хоровой музыки.
Творчество Караманова, пребывавшее в тени в советский период, в последнее время вызывает растущий и заслуженный интерес. Он обусловлен выдающимися художественными достоинствами музыки композитора. Музыка Караманова — это «воплощенная в звуках религия». Она уникальна по степени погружения в мир вневременных истин, осмысленных глубоко верующим человеком. Источником вдохновения для композитора служат библейские сюжеты, церковное предание, литургические традиции разных ветвей христианства. Симфонический цикл «Совершишася» (1965–1966 г.) стал переломным моментом в творчестве Караманова — это его первое религиозное произведение. Написание симфонии — посланное свыше откровение, — утверждал композитор.
Основная идея «Совершишася» — воскресение Христово. В произведении использованы тексты Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Каждая часть посвящена определенному моменту из жизни Христа. Смысловой кульминацией цикла являются финальные части (начиная с восьмой), изображающие радость и свет воскресения Иисуса из мертвых.
Для воплощения Божественных образов Караманов привлекает самые традиционные средства: легко запоминающиеся мелодии, отличающиеся кантиленностью и благозвучием. Эта простота сочетается с богатой гармонией и оркестровкой. Стремление к непрерывному мелодическому развертыванию, к секвентности, иногда достигающей десятков повторений, у композитора становится естественной формой проявления религиозной эмоции, медитации, экстаза.
«Совершишася» — так величественно и возвышенно звучит на старом церковнославянском языке последнее слово Христа в своей земной жизни. Это слово для Караманова очень важно. В религиозной трактовке совершение — это исполнение, но исполнение не своей воли, а воли Божьей. Обращение к религиозной теме знаменовало приход композитора к Богу, и первое произведение, созданное после «духовного прозрения», представляет этот приход как совершившийся по воле Божье.
«Совершишася» — грандиозный симфонический цикл из 10 частей с участием большого и детского хоров, солистов (скрипки, виолончели, тенора) — сопровождается видеорядом, иллюстрирующим важнейшие библейские события, раскрываемые музыкой.
Попытки частично исполнить симфонический цикл «Совершишася» предпринимались не раз, начиная с 2000 года. Однако полностью произведение прозвучало лишь 13 декабря 2006 года в Киеве. Исполнение на Собиновском фестивале — российская премьера выдающегося творения.