заслуженный деятель искусств России Алексей Степанюк
лауреат Государственной премии РФ, народный артист России Юрий Кочнев
Юрий Устинов
Ирина Акимова
Екатерина Чернощекова
Анна Вильперт
дипломант всероссийского и международных конкурсов Ольга Зайко, дипломант международного конкурса Ольга Султанова, Елена Пименова, Александр Ларионычев
Ольга Юрьева (ассистент)
Премьера состоялась 18 мая 2012 года
Более ста лет Джакомо Пуччини «Мадам Баттерфляй» (1903 г.) не сходит со сцен оперных театров мира. Когда-то музыкальные критики объясняли ее успех модой на восточную «экзотику». Однако композитора больше волновал внутренний психологический конфликт сюжета, чем воссоздание японского колорита. Образ «маленькой японочки из Нагасаки» – самый сложный и многогранный в галерее пуччиниевских женских характеров. Хрупкая, беззащитная, верная, она обладает духовной силой и не способна на компромисс. Душевная драма Чио-Чио-сан в опере раскрыта глубоко, всесторонне, во всем богатстве эмоциональных оттенков. Пуччини создал подлинную музыкальную трагедию, которая на все времена сохранила главное свое достоинство – высокие светлые человеческие чувства в ней переданы средствами гениальной музыки.
Исполняется на итальянском языке с синхронным переводом
Действие происходит в Нагасаки (Япония) в середине XX века.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Лейтенант американского флота Пинкертон увлекся молоденькой японкой Чио-Чио-сан, прозванной «Баттерфляй» (по-английски – бабочка), и решил жениться на ней. Маклер Горо показывает Пинкертону план дома с садом, снятый для будущих супругов. Американский консул Шарплес напрасно предостерегает своего друга от опрометчивого шага. Лейтенант не слушает уговоров: «Срывать цветы, где только можно» — такова его жизненная философия.
Чио-Чио-сан горячо любит будущего мужа. Ради него она готова принять христианство и пойти на разрыв со своей семьей. В присутствии императорского комиссара начинается церемония бракосочетания. Ее прерывает гневный голос Бонзы, дяди Чио-Чио-сан, который проклинает племянницу. Оставленная близкими, девушка горько плачет; Пинкертон утешает ее любовью.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Прошло три года. Пинкертон уехал вскоре после свадьбы. Чио-Чио-сан страстно ждет его возвращения. Брошенная мужем, покинутая родными, она живет со служанкой Сузуки и маленьким сыном, о существовании которого Пинкертон даже не подозревает. Приходят Горо и Шарплес, получивший от Пинкертона письмо с просьбой сообщить Чио-Чио-сан о том, что тот женился на американке. В это время появляется принц Ямадори, за которого Горо усиленно сватает Чио-Чио-сан. Получив резкий отказ, принц вынужден удалиться.
Шарплес читает письмо Пинкертона. Чио-Чио-сан рада, что муж здоров и скоро должен прибыть в Нагасаки. Шарплес не разделяет ее восторга и советует принять предложение Ямадори. Но вера молодой женщины непоколебима. Чио-Чио-сан приводит своего сына. Шарплес потрясен. Уходя, он обещает сообщить об этом Пинкертону.
Слышится пушечный выстрел — в порт заходит американский корабль «Авраам Линкольн», на котором служит Пинкертон. В радостном волнении Чио-Чио-сан ожидает мужа.
Прошла ночь, но напрасно Чио-Чио-сан ждала. Усталая, она уходит внутрь дома. Появляется Пинкертон в сопровождении Шарплеса. Вместе с ними незнакомая дама, это жена Пинкертона – Кэт. Пинкертон приехал, чтобы забрать своего сына. Потрясенная до глубины души, Чио-Чио-сан выслушивает волю отца ребенка. Она согласна отдать мальчика, но не может пережить крушения всех своих надежд. Нежно простившись с сыном, Чио-Чио-сан убивает себя ударом кинжала.